Публикации

Что делать если мой бренд используют другие?

Что делать если мой бренд используют другие?

Какой вред получает правообладатель от неправомерного использования бренда и что делать, если бренд неправомерно использует конкурент, можно ли взыскать денежные средства с «нарушителя»!?

В настоящее время в Российском законодательстве не содержится норм, определяющих правовую защиту непосредственно «бренда», как совокупности прав на словесные символы, логотип, деловую репутацию и иные составляющие фирменного стиля компании. Правовое регулирование осуществляется посредством охраны составляющих элементов бренда, например товарных знаков, зарегистрированных в регистрирующем органе - Роспатент.

Итак, если у вас уже раскрученный бренд на рынке товаров или услуг, то прямо сейчас недобросовестный конкурент может оказывать услуги или реализовывать товар под вашим брендом.

В случае несанкционированного использования бренда иным лицом, такой товар становится контрафактным

С введением в рыночный оборот контрафактных товаров правообладателю причиняется значительный вред.

Вред, может заключаться в снижении потребительского спроса, а с ним и прибыли, получаемой от реализации маркируемых соответствующим товарным знаком товаров. Используя чужой товарный знак, конкурент переманивает на свою сторону потребителей оригинального товара. Как следствие, он получает прибыль, на которую мог рассчитываться правообладатель.

Одна часть потребителей приобретет взамен оригинального товара контрафактный в силу заблуждения: совершая свой потребительский выбор, потребители уверены, что приобретают товар правообладателя.

Другая часть намеренно делает свой выбор в пользу более дешевых товаров нарушителя — это актуально для раскрученных брендов: целью потребителя в таком случае является не столько приобрести качественный продукт, сколько продемонстрировать свою состоятельность, доступность для него элитных товаров. О том, что многие потребители потребляют поддельные товары именитых брендов, говорит, в частности, процветание рынков в России.

Кроме того вред, заключается в неполучении правообладателем прибыли, на которую он мог рассчитывать в случае избрания конкурентом-нарушителем правомерного поведения: обращения к правообладателю за предоставлением лицензии на использование товарного знака. Речь идет о лицензионном вознаграждении, которое мог получить правообладатель, но не получил ввиду того, что нарушитель не пожелал договариваться, а начал использовать самовольно использовать сходное обозначение.

Также, вероятны репутационные потери. Если потребители при выборе контрафакта действовали под влиянием заблуждения, атрибутируя товары правообладателю, притом, что качество таких товаров оказалось низким, деловая репутация правообладателя пострадает и правообладателю придется вкладывать денежные средства в новые маркетинговые кампании в целях возвращения доверия потребителей к своему продукту.

Так что же делать если вам стало известно, что ваш бренд - зарегистрированный товарный знак использует недобросовестный конкурент, как защитить свой бренд.

Самой основной и универсальной формой защиты, является судебная защита интеллектуальных прав предпринимателей.

Прежде всего вам необходимо подготовить претензию о неправомерном использовании товарного знака с требованием прекратить нарушать ваши права.

Далее нарушитель должен вам дать мотивированный ответ на претензию, в котором выразить согласие или отказ в удовлетворении требований, изложенных в претензии.

Если нарушитель отказывает в удовлетворении требований, необходимо обращаться в суд с исковым заявлением.

В зависимости от обстоятельств дела, в исковом заявлении можно просить суд:

1. О запрете использовать товарный знак в отношении деятельности, однородной с той, в отношении которой зарегистрирован товарный знак.

2. Об изъятии из оборота и даже уничтожение контрафактных товаров, на которые неправомерно нанесен ваш бренд. По одному из судебных дел арбитражный суд подчеркнул, что предложение к продаже товара с товарным знаком, используемым без разрешения его владельца, является нарушением прав на товарный знак.

3. О взыскании убытков. В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ сумма убытков складывается из реального ущерба и упущенной выгоды.

Особенностью сферы интеллектуальных прав является возмещение не реального ущерба, а упущенной выгоды. Это связано с тем, что бренд не является чем-то материальным и его нельзя фактически утратить или повредить. Неправомерное использование товарного знака нарушителем приводит к появлению упущенной выгоды, поскольку правообладатель не получает тех доходов, которые он получил бы при обычных условиях оборота, если бы было заключено лицензионное соглашение.

4. Альтернативной взысканию убытков и наиболее распространенной мерой ответственности в российском праве является взыскание компенсации. Согласно ст. 1252 Гражданского кодекса РФ можно потребовать компенсацию за незаконное использование товарного знака. Для получения компенсации за незаконное использование товарного знака правообладателю достаточно доказать наличие прав на товарный знак, предоставить действующее свидетельство о его регистрации, и факт использования товарного знака недобросовестным конкурентом.

По российскому законодательству можно выбрать один из 3х вариантов компенсации:

1)  Заявить ко взысканию можно любую сумму в пределах от 10 тысяч до 5 миллионов рублей;

2) либо определить компенсацию как двукратную стоимость товаров, на которых товарный знак был незаконно размещен. Но здесь будет необходимо доказать, сколько таких товаров использовалось;

3) компенсация может быть равна двукратной стоимости права использования товарного знака — то есть, обычной цены лицензионного договора на использование товарного знака в соизмеримом объеме и времени.

Если суд посчитает компенсацию несправедливо завышенной, он может ее снизить. В итоге размер компенсации будет определен судом, в зависимости от характера нарушения с учетом требований разумности и справедливости.

Судебный процесс в среднем может длиться от 3 месяцев до 2 лет.

Похожие новости

Стать клиентом